Нормативно-техническая документация:
- ГОСТ 12337-84 "Масла моторные для дизельных двигателей". скачать
- "Техническое описание и инструкция по эксплуатации двигателя Wartsila 6L20" скачать
- "Техническое описание и инструкция по эксплуатации двигателя 6 и 8 Ч23/30-1" скачать
- "Техническое описание и инструкция по эксплуатации двигателя 6Ч 18/22, 6ЧН 18/22". скачать
- "Техническое описание и инструкция по эксплуатации двигателя NVD 48-2 и NVDS 48-2". скачать
- "Эксплуатация и ремонт двигателей NVD-48, NVD-36, NVD-24" скачать
- Формуляр Г-60 1000 ФО "Дизель судовой главный 6ЧРН 36/45" скачать
- "Судовые дизели 3Д6 и 7Д6" скачать
В существующей практике качество работающего в дизелях масла контролируется по следующим показателям:
- кинематическая вязкость;
- содержание нерастворимого осадка;
- температура вспышки в открытом тигле;
- щелочное число;
- содержание воды.
Вязкость: Измерение вязкости - замер времени, которое требуется для протекания определенного количества масла через калиброванное отверстие. Для измерения вязкости используют кинематическую вязкость. Единица измерения - сСт, один сСт представляет вязкость дистиллированной воды при 20,2 град.Цельсия.
Если вязкость масла повышается вследствие накопления в нем нерастворимого осадка, то в этом случае можно допустить повышение вязкости до 30 % при условии, что масло обладает достаточными диспергирующими свойствами.
Но важно не только абсолютное значение величины вязкости работающего масла, а и причины, вызвавшие его изменения.
Механические примеси: При содержании в масле нерастворимых примесей свыше 1% вязкость масла может существенно возрасти. С повышением вязкости масла возрастает потеря двигателем мощности на преодоления сил трения, ухудшается прокачиваемость и растекаемость масла, уменьшается отвод маслом тепла от поверхности трения. Чрезмерное увеличение вязкости масла может нарушить его нормальную циркуляцию в двигателе и не обеспечить достаточную смазку трущихся деталей.
Температура вспышки: Содержание топлива - попадание в масло 5 % ДТ снижает его вязкость на 15 - 18 %, а температуру вспышки на 30% .
По мнению западных фирм не допускается попадание в масло более 5 % топлива и рекомендуется производить смену масла, если его вязкость изменится в большую или меньшую сторону на 30 % от вязкости свежего масла.
Щелочное число: Вводимые в моторные масла щелочные присадки представляют собой соединения щелочно- земельных элементов кальция, бария или магния, помимо нейтрализации кислот эти присадки, обладающие высокими диспергирующими свойствами, предохраняют поверхности деталей двигателя от образования на них лаков и нагаров. В начальный период щелочное число понижается, а
затем стабилизируется на определенном уровне. Длительность сохранения этого уровня показывает насколько применяемое масло соответствует условиям его работы.
Содержание воды:
Допустимое содержание воды в масле не должно превышать 0,5 %.
Допускается содержание влажного масляного шлама до 3.0 % в циркуляционных маслах крейцкопфных дизелей и до 5.0 % в тронковых.